Он-лайн игры

 
Система Orphus

 
Сайт писателя Ильи Одинца Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет

 

  • Лучшие люди страны
  • Герои страны
  • 84 ОРБ
  • Управление ФССП по Нижегородской области
  • Нижегородский некрополь
  • Нижегородская военно-мемориальная компанияНижегородская военно-мемориальная компания

  •  
    Люди Нижегородской области

    Разместите нашу кнопку на своем сайте!


     

    Сейчас на сайте: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    «Мужественным называется тот, кто безбоязненно идёт навстречу прекрасной смерти».

    Аристотель

    Последний полёт майора Шамина

     

    Счастливчик

     

    Шёл май 1953 года. Прошло 8 лет после окончания самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества. Упорным трудом советского народа в послевоенные годы восстанавливались разрушенные города и сёла, фабрики и заводы, объекты социального значения. Однако мирная жизнь страны шла в условиях «холодной войны» - острого военного противостояния между блоком НАТО – с одной стороны и Советским Союзом – с другой. Ещё полыхала Корейская война, главными военными силами которой были США и СССР. СССР поставлял в Северную Корею самолёты, танки, пушки, миномёты, стрелковое вооружение, боеприпасы, автомобили, инженерное имущество, средства связи. Советский Союз отрицал своё прямое участие в этой войне, однако с осени 1951 года на приграничной с Северной Кореей территории Китая действовал и принимал участие в воздушных боях 64-й истребительный авиационный корпус под командованием генерал-майора авиации Белова. В составе корпуса было более 300 истребителей МиГ-15, которые показали себя с самой лучшей стороны в боях против американских реактивных истребителей Ф-86 «Сейбр».

    Первый массовый реактивный истребитель ВВС СССР самолёт МиГ-15 начал выпускаться на Горьковском авиационном заводе с января 1950 года. С конца 1952 года завод перешёл на выпуск более совершенных самолётов МиГ-17. Провести испытания одного из таких истребителей в мае 1953 года предстояло заводскому лётчику-испытателю Шамину Валентину Михайловичу. Термин «заводской лётчик-испытатель» означает, что речь идёт о лётчике-испытателе, который состоит в кадрах авиационного предприятия, подчиняется руководству лётно-испытательного комплекса и предприятия, является гражданским лицом в отличие от лётчика-испытателя военного представительства – кадрового офицера, не подчиняющегося никому, кроме старшего военпреда и прямых военных начальников.

    Необходимо пояснить, что в послевоенный период возникла острая потребность в гражданских лётчиках-испытателях. В правительстве СССР решили, что наиболее опытных лётчиков в количестве 1 000 человек из Министерства обороны можно передать в Министерство авиационной промышленности, оставив их в кадрах Министерства обороны. Это был беспрецедентный шаг, а счастливчиков - 1 000 военных лётчиков - стали называть «золотой тысячей». С одной стороны эти лётчики были социально защищены как военнослужащие, с другой – занимались интересной и престижной лётно-испытательной работой, выполняя лётные испытания опытных и серийных крылатых машин. Одним из таких лётчиков был капитан Шамин В.М.

     

    Становление

     

    Валентин Михайлович Шамин родился 18 июня 1923 года в деревне Осиновка Романовского района Саратовской области в обычной крестьянкой семье. С детства был приучен к труду. Как и все мальчишки того времени грезил авиацией и упорно шёл к намеченной цели – стать пилотом. С 1936 года жил в городе Дзержинске Нижегородской области. В 1940 году окончил восьмилетнюю школу, в 1941году – Дзержинский аэроклуб. В августе 1941 году он поступил в Армавирскую авиашколу, которую закончил в 1943 году.
    майор Шамин
    майор Шамин

    За время обучения лётному мастерству Валентин проявил себя с самой лучшей стороны, а потому ему так и не удалось попасть на фронт: Шамина В.М.оставили в том же училище лётчиком-инструктором и доверили обучать курсантов лётному и боевому мастерству в городе Андижане, где в годы Великой Отечественной войны базировалось училище. В 1946-1948 он служил в строевых частях ВВС Прикарпатского военного округа.

    В 1948 году капитан Шамин был принят в Школу лётчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности Союза ССР. Сам факт зачисления Валентина в первый набор Школы лётчиков-испытателей, когда набирали самых лучших, говорит о его высокой профессиональной подготовке. В те годы начальником Школы был генерал-майор Котельников Михаил Васильевич, старший лётчик-испытатель, командир штурмовой авиадивизии в военные годы. Начальник свято старался обеспечить главное требование к программе обучения слушателей, заложенное ещё великим Громовым М.М.: подготовка лётчика до уровня, который обеспечивает подъём (т.е. первый вылет) и проведение лётных испытаний опытного самолёта. А посему, кроме теоретической подготовки, слушатели проходили солидную лётную.

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

    В списке освоенных самолётов были спортивные и транспортные, истребители и бомбардировщики, винтовые и реактивные самолёты. Опытные лётчики обучались не только пилотированию на самых разноплановых машинах. Большое внимание уделялось методике лётных испытаний, полётам на крайних режимах, полётам с реальным вводом одного или нескольких отказов одновременно. «Аварийная» ситуация могла начаться с нарушения продольной или поперечной устойчивости, а затем усугубляться отказами указателя скорости, высоты, в самый неподходящий момент инструктор мог выключить двигатель или просто нарушить работу силовой установки, вывести самолёт на нулевую скорость, а то и ввести в штопорное вращение. За считанные секунды слушателя учили решить задачу с несколькими неизвестными, принять верное решение и благополучно завершить манёвр или полёт. Слушатели и сами понимали, что в будущем они должны быть готовы ко всяким неожиданностям в воздухе. Подавляющее большинство из них отличалось целеустремлённостью, высокой работоспособностью, жадностью к знаниям, активным желанием стать настоящим испытателем. В сентябре 1950 года Валентин Михайлович окончил Школу лётчиков-испытателей (подавляющая часть предметов была сдана на отлично!) и получил назначение на Горьковский авиационный завод им. С.Орджоникидзе. Быстро влился в коллектив и начал лётно-испытательную работу. А работы хватало: в среднем в 1950 -1953 гг. на авиационном заводе выпускался один самолёт в рабочий день! В июне 1952 года Валентин окончил в ШЛИ МАП СССР «Курсы по обучению лётчиков-испытателей пилотированию и самолётовождению в сложных метеоусловиях». В свидетельстве об окончании Курсов – 11 оценок «отлично» и лишь одна – «хорошо». Директор завода А.И.Ярошенко характеризовал майора Шамина В.М. как смелого, грамотного лётчика, имевшего отличную технику пилотирования, летавшего в любых метеоусловиях, пользовавшегося заслуженным авторитетом среди специалистов. В 1953 году Валентин Михайлович стал лётчиком-испытателем 1-го класса, а 26 мая 1953 года приказом ГК ВВС ему было присвоено очередное воинское звание - майор.

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

     

    Подвиг

     

    29 мая 1953 года был тёплый солнечный день. В этот день ранним утром В. М. Шамин выполнил первый полёт по сдаточной программе испытаний на самолёте МиГ-17 №5421-1253. Второй взлёт был произведён в 12 ч 57 мин. Через некоторое время связь с лётчиком была потеряна. Момент потери радиосвязи свидетельствовал о том, что в это время мог выполняться режим проверки балансировки на максимальной скорости. Позже стало известно о катастрофе. Комиссия, расследовавшая лётное происшествие, определила: «Причиной происшествия необходимо считать выполнение лётчиком «прижима», т.е. доведение самолёта до максимальной скорости на малой высоте, вследствие чего самолёт ударился о землю». Как Вам, читатель, такой вывод? Вот и мне тоже не очень понравился: получается, что причиной катастрофы явилось выполнение лётчиком-испытателем одного из элементов полётного задания - режима проверки балансировки. Полагаю, что если бы не потеря радиосвязи, заключение комиссии было бы иным.

     

    майор Шамин

     

    Свидетели катастрофы - жители посёлков Большое Козино и Ляхово были убеждены в том, что причинами лётного происшествия были серьёзные нарушения в работе самолётных систем. По их мнению, лётчик-испытатель отвёл почти неуправляемый самолёт от посёлка и ценой своей жизни спас десятки других. Так Шигунов Юрий Иванович, которому в 1953 году было 18 лет, видел, как в направлении посёлка Большое Козино со снижением, покачиваясь с крыла на крыло, летел самолёт, который на малой высоте отвернул от населённого пункта и взорвался после столкновения с землёй. Ещё один очевидец происшествия Бебенин Виктор Александрович, 14-летний юноша, находился вблизи Волги и поэтому видел развитие аварийной ситуации с самого начала. Как следует из его рассказа, истребитель МиГ-17 летел в юго-западном направлении вблизи кучевых облаков. Высота полёта соответствовала той, на которой выполняли заход на посадку в аэропорт «Стригино» самолёты гражданской авиации, т.е. 600м. Рядом с истребителем сверкнула молния, раздался оглушительный удар грома. Отвалилась часть правого крыла самолёта. После удара молнии МиГ-17 начал снижаться, покачиваясь с крыла на крыло, в направлении посёлка Большое Козино. Затем, продолжая раскачиваться, развернулся вправо до северного курса и продолжал снижение над ровной заболоченной местностью до столкновения с землёй и последовавшего вслед за этим взрыва. К сожалению, показания свидетелей не особенно заинтересовали представителей авиационного завода, прибывших на место катастрофы. Бортовых самописцев записи параметров полёта на самолётах МиГ-17 в те годы не существовало.

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

    Замечу, что случаи авиационных катастроф после удара молнии в самолёт не так уж и редки. Но вот воздействие молнии бывает совершенно различным: от сквозного прожога площадью в несколько квадратных миллиметров до серьёзных разрушений конструкции воздушных судов. Разрушение части правого крыла неизбежно повлекло за собой энергичное правое кренение самолёта с последующим опусканием носа самолёта из-за резкого уменьшения подъёмной силы правого крыла. При попытках компенсации возникших аэродинамических моментов кренения и пикирования, лётчику приходилось увеличивать угол атаки до предельных значений – до углов сваливания (сваливание - резкое опускания носа самолёта), одновременно отклоняя элероны и руль направления влево до упоров. При этом из-за удара молнии был весьма вероятен отказ радиосвязи. Описанное разрушение части крыла полностью согласовывается с наблюдавшимися очевидцами колебаниями машины с крыла на крыло, а также её непрерывным снижением, что не позволяло благополучно завершить полёт. Лётчику необходимо было немедленно покинуть самолёт, однако Валентин Михайлович продолжал управлять истребителем, удерживая его на грани сваливания и придав траектории полёта единственно возможный способ её изменения для отхода от населённого пункта: периодически позволяя машине больше заваливаться в правую сторону. После отворота от посёлка катапультироваться было поздно, так как минимальная высота безопасного покидания самолёта МиГ-17 с учётом постоянного снижения и колебаний составляла не менее 300 метров. Майор Шамин продолжал бороться за спасение машины до последней секунды своей жизни, пытаясь посадить истребитель. Невысокий берег ровного болотца, до сих пор бережно хранящего воронку от взрыва, оказался непреодолимым препятствием для его самолёта.

    Последний отрезок полёта - от удара молнии до столкновения с землёй – был очень коротким и мог длиться от одной до двух минут. Но именно в этот короткий период времени действия лётчика-испытателя раскрыли самые главные стороны его личности: высочайшее лётное мастерство, мужество, способность к самопожертвованию. Очевидно, что в последние минуты своей жизни Валентин Михайлович предпринял всё возможное для спасения жилых строений посёлка и своей краснозвёздной крылатой машины…

     

    майор Шамин

     

     

    Память

     

    Прошли годы. Канул в лету Советский Союз. Давно не работает на полную мощь авиастроительный завод. Сменились поколения. Но осталась память очевидцев подвига, осталось уважение жителей к своей истории. Председатель Совета ветеранов посёлка Большое Козино Шигунов Юрий Иванович обратился с просьбой к главе администрации муниципального образования посёлка Скоробогатову Дмитрию Александровичу об увековечивании памяти героя. Было решено одну из улиц будущего микрорайона назвать в честь погибшего лётчика.

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

    Глава местно самоуправления Шпагин Евгений Евгеньевич возглавил организационные мероприятия для обустройства места, которое должно стать поклонным. Жители посёлка Булычёв Александр и Грошев Александр подготовили площадку под памятный знак и выложили плиткой дорожку. Администрация посёлка обратилась к руководству Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» с просьбой восстановить подробности трагического события и изготовить мемориальную доску. Активное участие в подготовке памятного мероприятия принял председатель заводского Совета ветеранов Субботин Станислав Андреевич. 29 мая 2011 года состоялось торжественное открытие памятника лётчику – испытателю Шамину В.М., представляющего собой большой гранитный валун с мемориальной доской. В высшей степени похвальной представляется автору строк работа по патриотическому воспитанию молодёжи, которую проводит администрация Большого Козино. У памятника был выставлен почётный караул, участниками которого были юноши. Родители пришли с детьми. Присутствовала передвижная акустическая установка. Звучали песни авиационной тематики, гимн Российской Федерации. Активное участие в митинге приняли работники администрации и общественных организаций.

     

    майор Шамин

     

    майор Шамин

     

    Особенно трогательным было присутствие дочери Валентина Михайловича – Ольги Валентиновны. На глазах некоторых участников траурного митинга выступали слёзы.

     

    майор Шамин

     

    Участники митинга говорили, что удалось открыть ранее неизвестную страницу героических дел наших земляков, что пусть майор Шамин В.М. и не был награждён за свой подвиг, но он заслужил всеобщее уважение и вечную память о своём героическом поступке.

    Нижний Новгород, июль 2011г.

    Герой Российской Федерации Коновалов А.Г.

     
    здесь могла бы быть ваша реклама

     
    «  Декабрь 2017  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031

    Архив новостей

     

    Сайт создан группой энтузиастов-нижегородцев и существует на безвозмездной основе. Если Вы хотите помочь развитию сайта и поддержать его авторов, можете перечислить несколько рублей на счет Яндекс-деньги 41001441589334

    поддержи проект

    Будем рады поддержке!

     

     
    500

       
      Вход для администратора